В Петербурге скончался лауреат «Нобелевки для музыкантов» дирижер Марис Янсонс

30 ноября в своей квартире в Петербурге скончался выдающийся дирижер Марис Янсонс, народный артист России, обладатель премии Grammy за исполнение 13-й симфонии Шостаковича с симфоническим оркестром Баварского радио, лауреат Международного конкурса Фонда Герберта фон Караяна и Премии Эрнста фон Сименса, которую называют «Нобелевской премией для музыкантов». Маэстро было 76 лет, незадолго до смерти он упал и был вынужден отменить ряд концертов.

Марис Янсонс
Фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ
Сын известного дирижера Арвида Янсонса, он с детства рос среди самых знаменитых музыкантов и композиторов. Знал Мстислава Ростроповича, который был другом его отца, жал руку Шостаковичу, о чем, как о большой чести, вспоминал в интервью, мог консультироваться по вопросам музыки со всеми ведущими артистами. Потом, уже сам, штурмуя музыкальный Олимп, работал ассистентом Мравинского в Ленинградской Филармонии, проходил стажировку у самого Герберта фон Караяна.
Но настоящей всемирной славы добился за рубежом, работая с лучшими коллективами мира, среди которых оркестр Концертгебау, Берлинский филармонический оркестр, симфонический оркестр Баварского радио и, конечно, великий Венский филармонический, с которым он несколько раз проводил самый «главный» концерт Европы – новогодний, который транслируется на весь мир, и смотреть который в Европе – традиция. Интересно, что, по традиции этих авторитетнейших коллективов, музыканты оркестра сами выбирали себе дирижером Янсонса – и он почитал это за честь.
Янсонс многое сделал для поддержки классической музыки: выступал с уличными концертами, которые могли слушать бесплатно все желающие, а, получив премию Эрнста фон Сименса, размер которой составляет 250 тысяч евро, пожертвовал ее на строительство в Мюнхене концертного зала с уникальной акустикой. Старался следить за творчеством современных композиторов и, находя что-либо для себя интересное, – исполнять их музыку.
При этом Янсонс не забывал и Петербург – время от времени он привозил сюда лучшие мировые коллективы, и при этом сам называл себя петербуржцем – в его квартире в знаменитом Толстовском доме была роскошная библиотека, которой для него, как для каждого интеллигентного петербуржца, была его гордостью. При этом он оставался человеком открытым, доброжелательным и внимательным, одаривая своих собеседников сияющей улыбкой.
Своей задачей, с которой он выходил на сцену, Марис Янсонс называл создание энергии и атмосферы, которая могла открыть для слушателя другие миры и дать возможность испытать нечто особенное.
«И если публике это понравилось и на другой день слушатель говорит, что вчера был словно в другом мире, – тогда, я думаю, мы свою задачу выполнили», – говорил он.
"Фонтанка.ру"

Куда пойти 11–13 апреля: фестиваль редких растений, День космонавтики в Петропавловке и новая «Политика рая»
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 10 апреля 2025 - Новый сериал Романа Михайлова про 90-е «Путешествие на солнце и обратно» целиком покажут на ММКФ
- 08 апреля 2025 - В Музее Фаберже открыли выставку картин экс-чиновницы Минобороны Евгении Васильевой из собрания Алсу
- 08 апреля 2025 - Сын Никиты Михалкова возглавил киностудию 1-2-3 Production после ухода создателей «Эпидемии»
- 07 апреля 2025 - Мудрость уже попрала порок. В парках Царского Села со скульптуры снимают зимние короба
- 07 апреля 2025 - «Когбуд-то» и «корабельный коп». Организаторы «Тотального диктанта» рассказали, какие ошибки допускали участники