В Петербурге скончался лауреат «Нобелевки для музыкантов» дирижер Марис Янсонс

01 декабря 2019, 13:21
Версия для печати Версия для печати

30 ноября в своей квартире в Петербурге скончался выдающийся дирижер Марис Янсонс, народный артист России, обладатель премии Grammy за исполнение 13-й симфонии Шостаковича с симфоническим оркестром Баварского радио, лауреат Международного конкурса Фонда Герберта фон Караяна и Премии Эрнста фон Сименса, которую называют «Нобелевской премией для музыкантов». Маэстро было 76 лет, незадолго до смерти он упал и был вынужден отменить ряд концертов.

Марис Янсонс
Марис Янсонс

Фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ

Сын известного дирижера Арвида Янсонса, он с детства рос среди самых знаменитых музыкантов и композиторов. Знал Мстислава Ростроповича, который был другом его отца, жал руку Шостаковичу, о чем, как о большой чести, вспоминал в интервью, мог консультироваться по вопросам музыки со всеми ведущими артистами. Потом, уже сам, штурмуя музыкальный Олимп, работал ассистентом Мравинского в Ленинградской Филармонии, проходил стажировку у самого Герберта фон Караяна.

Но настоящей всемирной славы добился за рубежом, работая с лучшими коллективами мира, среди которых оркестр Концертгебау, Берлинский филармонический оркестр, симфонический оркестр Баварского радио и, конечно, великий Венский филармонический, с которым он несколько раз проводил самый «главный» концерт Европы – новогодний, который транслируется на весь мир, и смотреть который в Европе – традиция. Интересно, что, по традиции этих авторитетнейших коллективов, музыканты оркестра сами выбирали себе дирижером Янсонса – и он почитал это за честь.

Янсонс многое сделал для поддержки классической музыки: выступал с уличными концертами, которые могли слушать бесплатно все желающие, а, получив премию Эрнста фон Сименса, размер которой составляет 250 тысяч евро, пожертвовал ее на строительство в Мюнхене концертного зала с уникальной акустикой. Старался следить за творчеством современных композиторов и, находя что-либо для себя интересное, – исполнять их музыку.
При этом Янсонс не забывал и Петербург – время от времени он привозил сюда лучшие мировые коллективы, и при этом сам называл себя петербуржцем – в его квартире в знаменитом Толстовском доме была роскошная библиотека, которой для него, как для каждого интеллигентного петербуржца, была его гордостью. При этом он оставался человеком открытым, доброжелательным и внимательным, одаривая своих собеседников сияющей улыбкой.

Своей задачей, с которой он выходил на сцену, Марис Янсонс называл создание энергии и атмосферы, которая могла открыть для слушателя другие миры и дать возможность испытать нечто особенное.

«И если публике это понравилось и на другой день слушатель говорит, что вчера был словно в другом мире, – тогда, я думаю, мы свою задачу выполнили», – говорил  он.

"Фонтанка.ру"

 

 

 

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>